Дирижер XXI века
Итальянец Фабио Пирола – замечательный дирижер и просто хороший человек. Уже десять лет он живет в Санкт-Петербурге. Все время посвящает Concord Orchestra – так называется первый в мире танцующий оркестр. Фабио удалось совместить оркестровую музыку и хореографию.
Фабио Пирола: «Ветер придает мне силы и вдохновляет»
О широте музыкального диапазона красноречиво свидетельствует репертуар — «Симфонические рок-хиты», «Танго страсти Астора Пьяцоллы», «Белоснежный бал Иоганна Штрауса»… А еще Фабио – заядлый путешественник. Жил и работал в США, Омане, различных странах Европы. Объехал с гастролями всю Россию от Калининграда до Сахалина.
— Фабио, как ты оказался в России?
— В 2000 году бабушка подарила турпутевку в Россию. С мамой и братом мы посетили Москву и Санкт-Петербург. Второй раз приехал в 2007 году на дирижерский мастер-класс профессора Йорма Панула. Тогда я влюбился в этот город.
Потом решил серьезно заняться дирижерской работой и приехал стажироваться в петербургскую консерваторию. Некоторое время жил между Италией и Россией. Потом работал в Омане. В Санкт-Петербург окончательно переехал в 2011 году.
— Спустя 10 лет ты чувствуешь себя немножко русским?
— (Смеется). Я всегда много путешествовал, поэтому по менталитету не являюсь типичным итальянцем. Много раз бывал в США, Европе, Азии. Когда стал постоянно жить в России, продолжил путешествовать. Я — человек Мира. Это позволяет мне быстро адаптироваться к иному менталитету, привычкам, климату. И очень расширяет культурный диапазон. Мне это интересно.
— Что общего между Санкт-Петербургом и Италией?
— Санкт-Петербург прекрасен. С Италией его объединяет архитектура, ведь в строительстве города принимали участие многие итальянские архитекторы. Москва, Казань, Екатеринбург выглядят совершенно по-другому. Кстати, менталитет петербуржцев тоже похож на европейский.
— Твоя музыкальная карьера началась с работы дирижера?
— Нет. Первые десять лет я работал в оркестре скрипачом. У меня также был профессиональный опыт концертмейстера. Некоторое время выступал как солист. Но в России я всегда работал дирижером.
— Может ли оркестр играть без дирижера?
Представьте себе, что дирижер – это как капитан на корабле, который решает куда и как плыть, или как руководитель в большой фирме. Сможет ли корабль плыть без капитана? Сможет ли фирма существовать без руководителя? В принципе все возможно, но каков будет итог?!
В начале XX века, когда оркестр стал расширяться по количеству музыкантов, были эксперименты на тему играем без дирижера и все музыканты равны. Но в итоге все осталось только на уровне эксперимента и дальше не пошло. Музыка, как и жизнь, многогранна: есть главные партии, лидирующие солисты, яркие кульминации. Есть и спады, и поддерживающий аккомпанемент. Кто-то играет на протяжении всего произведения, а кто-то совсем немного… И вот чтобы все это многообразие привести к единству и гармонии, необходим дирижер, который со стороны слышит и охватывает весь музыкальный масштаб и своей энергетикой и харизмой объединяет, вдохновляет и увлекает за собой, творя волшебство музыки.
— Можно ли сравнить работу дирижера с работой спортсмена? Насколько тяжело физически дирижировать оркестром?
— Дирижировать оркестром – совсем не то же самое, что грести на лодке или бежать марафон. Безусловно надо обладать хорошей физической выдержкой. Но больше, чем физический труд, у дирижера тяжелая эмоциональная работа. Она сложна на тонком уровне, поскольку создает большую психологическую нагрузку.
Также очень важно овладеть дирижерской техникой, правильной постановкой рук, и тогда тело не устает. Во время работы, как ни странно, задействованы не плечи, а мышцы спины. Важно иметь правильную осанку. У дирижеров, которые не работают со спиной, возникают проблемы с плечами и шеей. Огромное значение в работе дирижера имеет энергетика, психология, умение концентрироваться и работать с коллективом. А еще нужно стойко переносить постоянные переезды во время длительных гастролей.
— Какие есть трудности в управлении оркестром?
— Все оркестры разные. Нет стандартов. У начинающих музыкантов технический уровень может быть не таким виртуозным, как у высоких профессионалов. С ними сложнее работать, чтобы добиться высокого качества звучания. Зато у них есть драйв, энтузиазм и напор. Напротив, профессионалы, которым за пятьдесят, уже устоялись и их сложнее взбодрить, у них великолепный технический уровень, но не хватает энергетики.
— Дирижер должен быть строгим?
— Это не мой метод. Строгость не работает. Гораздо важнее понимать музыкантов. Возможно, руководитель на стройке должен быть строгим, но с творческими людьми это не проходит. Музыканты реагируют позитивно, когда ты их поддерживаешь. Мягкая сила более результативна и создает творческую атмосферу.
— Расскажи о своем главном проекте.
— Мой главный проект на данный момент – это Concord Orchestra. Именно здесь я выступаю как дирижер-новатор и создаю синтез дирижирования и постановки, движения, света. В этом плане меня можно назвать «дирижером XXI века».
— Что вдохновляет дирижера?
— Музыканты и зрители. Они дают новые идеи прямо во время концерта, и я тут же реализую их на сцене. В такие моменты возникает состояние близкое к медитации, когда человек одновременно чувствует и себя и весь мир.
— Сколько гастрольных поездок бывает в течение года?
— Concord Orchestra гастролирует очень много. Помимо России мы выступали в Германии, Латвии, Белоруссии. В прошлом году были запланированы гастроли по Европе, но по понятным причинам они не состоялись. Надеюсь, что они пройдут в следующем году, и мы выступим в Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии.
В России я побывал более чем в ста городах – от Калининграда до Южно-Сахалинска. На гастроли уходит 4-6 месяцев в году. Только нынешней весной Concord Orchestra совершил турне по 56 городам России, где дал 61 концерт! За это время мы проехали на автобусе 25 тыс. км!
— Как к этому относится жена?
— У меня замечательная жена, и я счастлив, что она очень поддерживает, помогает, понимает и вдохновляет меня! Это придает мне сил и энергии в непростые моменты. Мы каждый день созваниваемся в Ватсапп и по возможности встречаемся во время гастролей. А недавно у нас родился сын Леонардо. И теперь мы думаем, как нам при такой загруженности по возможности побольше быть всем вместе.
— Что для тебя самое сложное в поездках?
— Спать в автобусе. Однажды сразу после концерта в белорусском Гомеле мы в 4 утра поехали в российский Белгород и провели в автобусе 14 часов. На место прибыли в шесть вечера и через час были уже на сцене. Это было очень тяжело.
— Успеваешь ли ты во время гастролей посмотреть достопримечательности?
— Редко. Каждый день мы по шесть часов проводим в автобусе. После дороги хочется отдохнуть. Потом концерт и снова в путь. Бывают случаи, когда в одном городе мы находимся не один, а два дня – тогда остается полдня, чтобы посмотреть город. Тогда с удовольствием хожу в храмы, музеи.
— Есть ли у тебя любимые места в Санкт-Петербурге?
— Набережные Фонтанки и Мойки, улица Рубинштейна, Невский проспект, Итальянская улица, Дворцовая площадь, Эрмитаж, площадь Искусств, Исаакиевский собор. Люблю гулять по берегу Финского залива на Васильевском острове. Там часто дует ветер. Он придает мне силы и вдохновляет.