Санкт-Петербург. Лебединая песня архитектора Султанова

Собор Святых Петра и Павла
Дворцы, парки и фонтаны Петергофа знают все. А вот про собор Святых Петра и Павла слышали немногие. Хотя непременно видели его, когда приезжали в бывшую царскую резиденцию. Не заметить его невозможно. Внешне красавец-собор напоминает храмы Василия Блаженного в Москве и Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Внутри он не менее наряден, чем снаружи. Уже шесть лет его настоятелем является отец Павел. Он знает про собор почти все.
Собор Святых Петра и Павла в Петергофе
Многое в Петропавловском соборе можно охарактеризовать фразой «только здесь». Например, только в этом храме имеется крытая смотровая галерея, с которой дворцы и парки Петродворца, а также Финский залив предстают как на ладони. Только здесь для прихожан был устроен гардероб. Только здесь вокруг храма была сделана закрытая галерея для крестных ходов в ненастную погоду. А от уникального иконостаса, выполненного в майолике, глаз оторвать невозможно!

Храм построен в древнерусском стиле
«Собор был построен в 1905 году по проекту выдающегося русского архитектора Николая Владимировича Султанова, — рассказывает отец Павел. – Автор утверждал, что храм является энциклопедией древнерусских архитектурных форм. Петербург того времени тяготел к западным традициям, и такое решение было необычным. А еще Султанов назвал его своей лебединой песней в архитектуре. Собор стал последним его прижизненным творением. Нет сомнений, что он вложил в него всю свою душу».

Настоятель отец Павел
Необходимость в новом храме возникла в конце XIX века. К этому времени население Петергофа увеличилось настолько, что имеющиеся церкви уже не могли вместить всех прихожан. Ходатайство о строительстве новой придворной церкви на 800 человек подал протопресвитер Иоанн Янышев. Император Александр III дал согласие и даже указал место: «В той части парка, которая лежит между Царицыным прудом и Петербургской улицей». Вскоре началось строительство, но завершилось оно уже при Николае II.

Интерьеры собора красочны и необычны
Интерьеры собора настолько красочны и необычны, что не терпится зайти внутрь. Эскизы росписи были выполнены самим Султановым. Для их воплощения в жизнь пригласили известных московских мастеров Сафонова и Колупаева, а также мастеров первой иконописной артели из Палеха. Можете представить себе палехскую шкатулку? Вот такую же красоту мастера создали и в храме. Правда, нынешние росписи это новодел. Фрагменты исторической живописи сохранились лишь в пределах Ксении Римской и Александра Невского на втором этаже. Почему же оригинальная роспись была утрачена?

Майоликовый иконостас
«В 1938 году собор был закрыт и разграблен, — поясняет отец Павел. — Выражаясь церковным языком, в то время здесь царили мерзость и запустение. В 1941 году с куполов содрали медные листы и позолоту. Храм было решено взорвать, но помешала война. Тем не менее, разрушений избежать не удалось».

Стены богато украшены орнаментом
Немцы использовали смотровую площадку собора для отслеживания перемещения советских кораблей по Финскому заливу. Из Кронштадта огнем артиллерии пытались сбить наблюдателей. В результате северная часть здания была разрушена. И сейчас возле церковной лавки можно увидеть один из снарядов весом в 300 кг, которыми велась стрельба.

Фрагмент иконостаса
После войны здание использовали под склад стеклотары. И только в 1974 году государство взяло его под охрану как памятник истории и культуры. Только тогда началось его восстановление. В 80-е годы установили купола, а спустя семь лет завершились работы по реставрации фасада. В 1989 году храм передали епархии. С этого момента начались богослужения и восстановление интерьеров.

Сочные краски излучают свет
Лучше всего удалось воссоздать уникальный майоликовый пятиярусный иконостас. За основу был взят древнерусский иконостас Успенского собора Московского Кремля. Его облицевали голубовато-дымчатыми полихромными изразцами. От этого он буквально засиял. Необычна большая арка в иконостасе, выполненная по образцу церкви Георгия Победоносца в Венеции. А орнамент Царских врат выполнен в традиции финифти. Все это придает храму праздничный вид.

Венецианская арка
Сохранились воспоминания Николая Владимировича Султанова о процессе создания иконостаса. «Когда нужно было представлять Государю иконостасы Петергофской церкви, — писал архитектор, — я сам сделал рисунки самым тщательным образом, акварелью, со всеми иконами, отдал их в паспарту. Заказал в Москве, в Синодальной типографии, славянский фронтиспис красками и золотом с заставкой. Переплел все в муар и плюш и заказал по своему рисунку Хлебникову великолепные эмалевые наугольники. И среднее клеймо с древним орлом. Словом, сделал великолепный увраж, который мне самому обошелся очень дорого».

Вид на иконостас из предела Св.Александра Невского

Верхний ярус иконостаса
При реализации данного проекта Султанов выступал не только как архитектор, но и как инженер, художник и дизайнер. Храм имел статус придворного ведомства. Поэтому даже церковная утварь и мебель была сделана по его эскизам. К сожалению, из оригиналов до наших дней сохранилась только подставка под святую Плащаницу, сделанная по проекту Султанова. Она стоит возле иконостаса с правой стороны. Подставка используется всего два раза в год во время соответствующих церковных праздников.

Подставка под святую Плащаницу

Храм выглядит праздничным

Майолика придает изображению блеск и контрастность
Чтобы показать оригинальные исторические росписи, отец Павел ведет по лестнице на второй этаж, где находится предел Александра Невского. Здесь еще стоят леса. В полумраке едва видны контуры рисунков. Отец Павел наводит на них луч фонаря, и тут предельно ясно проявляется разница между исторической росписью и современной. Лица святых в старинном исполнении прописаны до деталей и выглядят очень живыми. Увы, работа по восстановлению оригиналов еще далека до завершения. Для этого церкви требуется финансовая помощь.

Фрагмент исторической живописи в пределе Ксении Римлянки

Для восстановления росписи храму требуется помощь
На втором этаже отец Павел показывает несколько технических секретов, которые использовал Султанов при строительстве. В стенах видны большие отверстия. Это воздуховоды. Они использовались для отопления помещения. Во дворе находилась котельная, где в печах нагревали воздух, который по подземным галереям попадал в подвал. Там он поднимался по трубам в стенах и выходил в храм через воздуховоды. Теплые потоки вытесняли холодный воздух вниз. Через решетки в полу он попадал в подвал, нагревался там и снова устремлялся вверх, к воздуховодам. Происходила естественная циркуляция. Здесь понимаешь, как просто все гениальное!

Воздуховод для отопления

Колокольня
Теперь остается подняться на смотровую галерею. Из церковной лавки лестница ведет мимо хода на колокольню, которая расположена значительно ниже смотровой площадки. Наверху галерея по периметру опоясывает всю верхнюю часть храма. Отсюда открывается великолепная панорама на все четыре стороны. Хорошо видны дворцы и парки. Отлично просматривается Финский залив. Уже только ради этого вида стоит преодолеть расстояние до Петергофа, а потом еще 143 ступени винтовой лестницы!

Распорядок работы смотровой галереи

Крытая смотровая галерея

Вид на Петергоф и Финский залив