Легко ли быть капитаном?

Филипп Фише Делаво, капитан «Costa neoClassica»
В круизной компании «Costa» работает 19 500 человек, из них 18 000 находятся в море. Флот насчитывает 13 судов. Лайнер «Costa neoClassica» был построен в 1991 году. Длина судна – 220 метров. На борту может находиться 1 680 пассажиров и 590 членов экипажа. Капитаном корабля является Филипп Фише Делаво. Он единственный француз из капитанской когорты итальянской «Costa».
42 года в море
— Г-н Делаво, сколько лет вы в море?
— Морскую карьеру я начал в 1973 году. Сначала ходил на грузовых кораблях. Капитанскую позицию занял в 1997 году. До 2003 года водил грузовые корабли, а потом получил контракт на пассажирское судно. На лайнере «Costa neoClassica» впервые поднялся на капитанский мостик в 2012 году. И вот я снова здесь. Капитан не привязан к какому-то определенному кораблю. Он получает контракт на определенное время и потому периодически меняет «место работы». Во время плаваний мне неоднократно удавалось посещать Россию, в частности, Санкт-Петербург и Петропавловск-Камчатский.

Costa neoClassica
— Сколько вы посетили стран и какие понравились больше всего?
— В мире существует, так называемый, «Клуб сотни». В него входят люди, которые посетили более сотни стран. После 110 стран я перестал их считать, поскольку сбился со счета. Однако в некоторых странах никогда бывать не приходилось, например, в Австралии и Новой Зеландии. Зато бывал на Севере, доходил на юге до Кейптауна. Неизведанной пока остаются Арктика и Антарктика.
Моя любимая страна та, в которой нахожусь в данный момент, потому что, приезжая в новую страну, открываю для себя новый мир, и как бы проживаю жизнь заново. Самое интересное в любой стране это люди, которые ее населяют. Как ни странно, люди во всем мире одинаковы.
— Как часто вы встречаетесь с семьей?
-В течение года я провожу в море примерно 8-9 месяцев, поэтому время на общение с семьей очень мало. Возможно, это причина того, что я до сих пор женат. Но именно в данном круизе моя супруга находится со мной. На корабле капитана называют «мастером», который является следующей позицией после Бога. Это справедливо только когда его жена не находится на борту. У меня трое детей: старшему сыну 32 года, младшему 30 лет, дочери 25 лет. Один сын работает в Шанхае, второй – во Франции в отеле, дочь – медсестра.

Круизный маршрут
— Почему вы решили стать моряком?
— Это не произошло неожиданно. Мой прапрадед и дед были моряками. Я продолжил преемственность. Сомневаюсь, что мои сыновья станут моряками, поскольку у них перед глазами яркий пример того, что из этого получается.
— Вам приходилось плавать на очень больших кораблях?
— Я никогда не управлял большими судами. Мне не очень нравятся большие корабли, поскольку на них невозможно создать уютную семейную атмосферу. Если на борту больше 4 000 пассажиров, физически невозможно создать и удержать личностный фактор в общении. Кроме того, в мире есть немало красивых интересных мест, куда можно попасть только на небольших судах. К таковым, например, относятся замечательные чилийские фьорды.

Солнечная палуба
— Какие регионы плаванья для вас были наиболее сложными?
— Везде имеются свои «подводные камни». Сложными являются районы, где имеются льды и айсберги. На юго-западе Индийского океана очень коварная погода, которая может резко измениться. В Финском заливе небольшая глубина, поэтому бывает непросто зайти в Санкт-Петербург. Управление кораблем это всегда непростая работа. Чтобы принять решение, капитану приходится собрать и проанализировать очень большой объем информации.

Театр «Колизео»
— На современных кораблях все больше электроники, а роль человека уменьшается. Как вы к этому относитесь?
— В современной авиации тоже все максимально компьютеризировано. Нет никакой бумажной навигации. Нет сомнений, что это повысило безопасность полетов. Судовождение сейчас находится в переходной стадии. Когда началась моя морская карьера, не было компьютеров, электронных калькуляторов, GPS-навигаторов. В нашем распоряжении был лишь радар и секстант.
В последнее десятилетие картина кардинально изменилась. Ручной бумажной работы практически не осталось. Тем не менее, роль человека велика, поскольку только он в целом контролирует работу всех систем. Времена, когда я стоял на мостике с секстантом и смотрел на звезды, остались в прошлом. Для меня это потеря прямого контакта с природой. Но это плата за повышение безопасности в судовождении.

Пассажиры «Costa». Четверо из 1680-ти
— Меняется ли психология и философия человека, который много путешествует?
— Я постоянно веду путевые записи. Однажды они превратятся в полноценную книгу. Встречая так много разных людей в самых разных уголках Земли, я стал размышлять — что же объединяет этих людей? Когда смотришь на бескрайнее море и бесконечное количество звезд, невольно задумываешься: «Что же я, такой маленький, делаю на этой планете?» Пока у меня нет точных ответов на эти вопросы. Надеюсь, они появятся.