Евгений Голомолзин

Foto-travel.net

Город грез.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

Венеция — это огромный музей под открытым небом, состоящий из дворцов, церквей и художественных собраний. Построенный на 118-ти островах, поддерживаемый миллионами свай и связанный 400-ми мостами, Венеция — единственный в мире город, полностью построенный на воде. Роль городского транспорта здесь выполняют катера и старинные гондолы. Кажется, в городе нет времени — здесь никто никуда не спешит, а дома, словно корабли, будто покачиваются на морской глади.

Венеция расположена на многочисленных островах мелководной лагуны в северо-западной части Адриатического моря. Точная дата основания города вряд ли когда-нибудь будет установлена, но если верить средневековым летописцам, датой рождения Венеции следует считать 25 марта 421 года. В этот день жители материка, спасаясь от нашествия гуннов, нашли убежище на заболоченных берегах и островах лагуны.

Местность была совершенно неприспособленна к жизни, и потому венеты – потомки древнего славянского келирийского племени – строили свои хижины на сваях, а дерево и камень привозили на плоскодонных лодках с материка. Дома напоминали гнезда водяных птиц, потому что стояли в местах, которые сегодня были сушей, а назавтра скрывались под водой. Чтобы противостоять морю, люди из гибкого тростника плели своеобразные дамбы. Единственной пищей, которая была здесь в изобилии, являлась морская рыба.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

Поскольку венеты были беженцами, в поселении в равных условиях оказались и бедняки, и знатные люди: все жили в одинаковых домах и ели одну и ту же пищу. Никто никому не завидовал, а потому их жизнь была размеренна и беспорочна, в то время как весь прочий мир разъедал порок зависти.

Венецию еще называют ходульным городом – он стоит на ходулях-сваях, забитых в грунт на глубину от 3 до 10 метров. Поверх густого частокола свай укладывались платформы из соединенных между собой дубовых и лиственничных бревен, а уж на них возводили каменные фундаменты зданий. В основание церкви Санта-Мария дела Салюте забито свыше миллиона свай! А каменный мост Риальто стоит на 12 тысячах сваях!

Реальное сновидение

Сон отличается от реальности некой эфемерностью: во сне могут происходить самые невероятные события вроде полетов без технических устройств, прыжков во времени и путешествий по городам и странам, которых точно нет на Земном шаре. В мире снов действуют иные законы. Часто пробуждение приносит чувство досады, что сон прервался, а с ним закончилось увлекательное приключение. Но бывает и так, что реальность не уступает сну: после посещения Венеции она долго вспоминается, как нечто эфемерное, нереальное – такого города не может быть на Земле.

В Венеции нет наземного транспорта – по нему можно перемещаться либо пешком, либо на лодке, и уже только это выводит его за грань обычного. Небольшой кораблик, выполняющий роль городского автобуса, снует между островами, ловко швартуясь к остановкам, пока, наконец, не прибывает на конечную остановку – «Площадь Сан-Марко». И едва только ноги касаются набережной, начинаются настоящие чудеса – меняется само мировосприятие.

С первых минут пребывания в Венеции ты погружаешься в особую атмосферу, свойственную только этому городу; превращаешься в очарованного странника и напрочь забываешь о существовании остального мира. Венеция – это настоящий Вавилон, где собираются люди со всего мира: говорящие на разных языках, одетые в разные костюмы, исповедующие разные религии… Их, таких разных, объединяет здесь одно — состояние эйфории, подобное легкому опьянению, которое позволяет забыть о печалях и заботах. Взрослые здесь также веселы и непосредственны, как маленькие дети. И это ощущение не покидает тебя все время пребывания в городе на воде.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

У набережных качаются на волнах знаменитые гондолы, привязанные к высоким шестам. В ожидании пассажиров их нос и корма затянуты яркими чехлами синего и красного цвета. Лодки с мягкими креслами, пунцовой обивкой и позолоченной инкрустацией на бортах предназначены для богатых клиентов. Гондольеры – одни из самых состоятельных жителей города – громко перекрикиваются, при этом отчаянно жестикулируя.

Людской поток в Венеции чем-то напоминает полноводный ручей – он медленно течет куда-то без видимой цели, управляемый лишь узкими улочками города. Небольшую остановку обычно делают у крытого Моста Вздохов, состоящему из двух узких разделенных друг от друга проходов. Он был построен по указанию правителя дожа Марино Гримани для соединения Трибунала во Дворце дожей с Новыми тюрьмами. По мосту после вынесения приговора заключенных вели в сырые камеры. У обреченных была возможность бросить еще один, возможно последний, взгляд на оживленную набережную и искрящуюся водную гладь лагуны. Говорят, заключенные при этом тяжело вздыхали – отсюда и название.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

Более длительную остановку делают на площади Сан-Марко, которая считается центром города. Не остановиться здесь невозможно – дивной красоты Дворец дожей и Собор Сан-Марко надолго приковывают внимание путешественника, заставляя вглядываться в причудливые формы орнамента и цвета мозаики. Визитной карточкой знаменитой площади являются голуби, которых тысячами расхаживают по ней, отчего площадь кажется покрытой живым ковром. У торговцев можно купить пакетик с кукурузой и покормить голубей. Птицы слетаются со всех сторон и гирляндами повисают на руках и голове кормильца.

Улицы города заполнены всевозможными лавочками – антикварными, кондитерскими, винными. Поскольку улицы очень узкие, возникает впечатление, будто ходишь по огромному музею под открытым небом, где в витринах выставлены цветные вазы из драгоценного стекла, диковинные бутылки, ювелирные украшения… В пиццериях продают самые вкусные в Италии пиццы – размеры некоторых достигают более полуметра в диаметре.

Особенно колоритен город вдали от туристских маршрутов. Российский Петербург часто называют «Северной Венецией». Это сравнение весьма натянуто, поскольку города сильно отличаются друг от друга. Возможно, они стали бы похожи, если бы Петербург втиснули в спичечный коробок: ширина некоторых улиц в Венеции едва превышает полутора метров! Ворота двориков закрыты на замки. У жителей домов есть ключи, и когда они открывают ворота, видно, что размер двора бывает чуть больше обеденного стола!

Все окна на первых этажах затянуты толстыми ржавыми решетками столетнего возраста, а выше — закрыты грубой работы деревянными ставнями. Создается впечатление, что местные жители, вернувшись с работы, закрываются в своих квартирах, как моллюски запираются в раковинах. К подъезду дома они обычно подплывают на моторной лодке, которая заменяет традиционное авто.

В городе всюду видны следы сырости, кое-где со стен осыпается штукатурка. И везде – вода, вода, вода… Город разрезан каналами, через которые перекинуты горбатые ажурные мостики. Иногда улицы превращаются в каменные лестницы. В городе множество миниатюрных площадей, похожих на каменные колодцы с обязательным памятником в центре. И полное отсутствие зелени – на камнях цветы не растут.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

Когда ходишь по городу, возникает множество вопросов. Как венецианцы доставляют в дом мебель? Что делать, если человек заболел – ведь по городу из-за сложных комбинаций улиц и лестниц невозможно ездить даже на велосипеде? Как доставляют товары в магазины, расположенные вдали от каналов? Как защищены от воды подвалы домов? Как в условиях отсутствия земли устроены канализация и водопровод, традиционно считающиеся подземными коммуникациями? Многие вопросы так и остаются без ответа.

Венецианское стекло и карнавалы

Как Китай стал известен благодаря изобретению фарфора и пороха, так Венеция славится своим стеклом и карнавалами. Когда-то — случайно или нет — люди смешали смесь из соды и песка, нагрели ее на сильном огне, а когда она расплавилась и остыла — получили стекло. Когда в смесь добавили цветной краситель, после плавления получилось уже цветное стекло. Из него стали делать витражи, оконные стекла и множество интересных художественных изделий — бусы, зеркала, бокалы с филигранью и каркелажем. Филигрань — это металлические накладные украшения, сделанные из тончайшей проволоки и бусинок, а каркелаж — узор из тонких трещинок, которые возникают на внешней стороне изделия при температурной обработке.

В 1291 году властители города издали указ о выселении всех стеклодувов из Венеции на соседний остров Мурано, поскольку из-за печей часто возникали пожары. С тех пор на острове находятся все знаменитые венецианские производители стекла. В Италии его так и называют — муранское. Для его получения требуется соблюдать строгую последовательность движений и состав компонентов.

Сначала делают смесь из местного песка и различных минералов: окись кобальта придает стеклу синий цвет, а золото – красный. Когда смесь расплавится при температуре свыше тысячи градусов, стеклодувы вынимают горячую массу и выдувают необходимое изделие, которое ставят в другую печь, где оно должно находится в течение суток, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если его не поставить сразу во вторую печь, изделие непременно лопнет. Иногда стекло расписывают жидким золотом, поэтому венецианское стекло не только обладает необычайной твердостью, но и очень красиво.

Венеция - город грез

Венеция — город грез

Помимо стекла Венеция славится регатами в лагуне, гонками гондол, кулачными боями и охотой на быка, которого выпускают на улицы города. Но самый красивый и необычный праздник – это карнавал, который проходит ежегодно и длится целую неделю. Возможно, корни традиции закрывать лицо маской, уходят в те времена, когда венеты только осваивали побережье и были все равны. Настоящие маски делались из кожи и становились «вторым лицом», не мешая даже целоваться. Сейчас карнавал также уравнивает людей разного достатка и национальности, скрывая под маской и плащом человеческие условности.

Карнавальные маски в Венеции продают круглый год. Это и бледные лица, и хохочущие рожи, и высокомерные физиономии – в каждом сувенирном киоске можно купить себе любое лицо. Когда-то, в дни карнавала, только в масках разрешалось входить в бальные залы и на приемы. В масках следовало появляться на улицах, рынках и тавернах. Имя и звание в эти дни переставали иметь значение. На время можно было забыть об этикете и правилах благопристойного поведения. Взрослые превращались в детей. Маскарад давал людям отдых от условностей и потому сохранился до настоящих дней, как один из самых любимых праздников.

Венецию так и хочется назвать «морской жемчужиной», и в этом будет доля истины — она действительно может оказаться на дне морском. За последние 5 тысяч лет Италия опустилась на 2,5 м на севере и на 7 м на юге. Скорость оседания Венеции сейчас превысила 5 мм в год. Например, колокольня Святого Марка опустилась с 1908 до 1961 года на 183 мм! Если эти тенденции продолжатся в прежнем темпе, город будут затапливать обычные морские приливы. И сейчас зимой город постоянно подвергается наводнениям, которые превращают улицы в болото, опустошают магазины и грабят жителей нижних этажей.

Венецианцы со средних веков укрепляли песчаную косу защитными стенами. Позднее начали возводить каменные бастионы, длина которых достигала 5 км. Они должны были защищать город от моря. Была даже идея засыпать лагуну землей и превратить ее в поле, чтобы выращивать хлеб. Однако венецианцы всегда были мореплавателями. Поэтому для защиты лагуны в 1501 году появился даже закон «…тот, кто посмеет повредить плотины, проложить трубу, чтобы отвести воды, углубить и расширить каналы, будет лишен правой руки, левого глаза и всего имущества». Желающих ослушаться не нашлось.

Сейчас специалисты предлагают несколько способов спасения Венеции. Один из них предусматривает подъем поверхности земли методом глубинной инъекции. Через сотни скважин нагнетаются растворы-суспензии, содержащие цемент, глину и песок. Нагнетаемый раствор на определенной глубине разрывает грунт, растекаясь по образовавшейся трещине. В результате в толще грунта возникает несколько искусственных слоев, которые поднимают или поддерживают город. Этот способ позволяет поднять Венецию на 25 см.

Второй способ предусматривает защиту от моря путем строительства дамб, регулирующих уровень воды. В XXI веке началось сооружение гигантской системы шлюзов, которые должны останавливать поступление воды в город. Проект назвали «Моисей» — в честь библейского Моисея, который заставил расступиться Красное море. Согласно проекту на всех трех протоках Венецианской лагуны будут размещены гигантские полые стальные шлюзы.

В обычное время полости шлюзов будут заполнены водой, под тяжестью которой они окажутся на морском дне. Когда уровень воды в море достигнет угрожающей отметки, вода из шлюзов будет выкачиваться, и они будут подниматься на поверхность, сдерживая волны. Когда же уровень нормализуется, шлюзы опять опустятся на дно.

Будет надеяться, что это сооружение позволит спасти Венецию от участи «морской жемчужины». Очень уж не хочется потерять столь красивое и необычное творение рук человеческих.


Написано:

Размещено в Новости

Теги: ,


Оставить комментарий

Я не робот.