Кофе по-люксембургски
В детстве я мечтал побывать в Люксембурге. До сих пор не могу понять, откуда взялась эта блажь во времена «железного занавеса». Тогда идея была абсолютно нереальной. Даже в братские демократические страны выпускали единицы. А тут — Люксембург! Однако прошло время, и мечта стала явью. Волей судеб я оказался в карликовом княжестве.
Глава «Таможня берет добро»
Когда автобус остановился у края гигантского каньона, рассекающего центр столицы на две части, стало понятно, что явь порой бывает красивее мечты. Анализируя потом, что больше всего меня поразило в Люксембурге, я понял, что это было совмещение несовместимого.
Каньон был таким глубоким, что дома казались даже не игрушечными – они были микроскопическими! Кое-где склоны каньона спускались вниз террасами, на которых были разбиты парки, проложены асфальтовые дорожки. По дну резво бежала маленькая речушка Петрус.
Края гигантской расщелины соединяла дуга Моста Адольфа. Только он в этом городе мог соперничать с каньоном. Пожалуй, мост был самым грандиозным сооружением в Люксембурге. Оказалось, его построили в 1900 году. Ученые ломают голову, как возвели египетские пирамиды, а я не могу представить, как без башенных кранов и вертолетов можно построить подобный виадук.
Прогулка по городу продолжалась недолго. Извилистые улочки быстро завели в тупик. Карты при себе не оказалось. Я понял, что заблудился. Обращаться за помощью к местным жителям было бесполезно. Проблема заключалась не в языковом барьере – я просто не знал, как называется место, где стоял мой автобус. Внезапно разразилась снежная буря, и буквально через час под покровом снега город стал абсолютно неузнаваем.
Я окончательно заблудился, замерз и решил зайти в кафе, чтобы выпить чашечку кофе и согреться. Люксембургских денег у меня не было, но имелось немного немецких марок, которые, как я слышал, были здесь в ходу. Хозяин встретил приветливо. Я заказал кофе и спросил, берет ли он немецкие марки. Тот ответил утвердительно и налил чашку горячего ароматного напитка. Когда я протянул горсть немецкой мелочи, он категорично заявил, что берет исключительно банкноты.
Ситуация была патовой. У меня оставалось только одна немецкая сотенная купюра. На эти деньги нужно было пару дней прожить в Германии. Если сейчас отдам бармену, наверняка сдачу получу люксембургскими франками. Их нужно снова менять на марки. Для этого придется искать банк. Так менять или нет? На барной стойке в это время заманчиво дымился кофе, который в данную минуту был жизненно необходим. Я выбрал кофе.
Хозяин сдал сдачу – целую горсть разнообразных монет. Я взял чашку, сел за столик и начал медленно оттаивать. Тепло растекалось по телу, мысли приходили в порядок, и я обратил внимание, что среди монет были люксембургские, французские и бельгийские. Вся эта валюта в Люксембурге была в ходу официально, и даже в магазинах кассовые аппараты имели три секции – для каждой валюты своя. Я не знал курсов валют, тем не менее зародилось подозрение, что меня обманули.
Отогревшись, я нашел банк и обменял металлическое ассорти на немецкие марки. Когда клерк выдал деньги и чек, я понял, что чашка кофе обошлась мне в десять раз дороже реальной стоимости! Это был удар ниже пояса. Гражданин очень благополучной страны не погнушался обмануть иностранца, который явно не разбирался в местных деньгах. Меня охватила не злость, а какая-то детская обида.
Я вышел из банка, побрел куда глаза глядят и каким-то чудом оказался у каньона. При виде божественного сооружения обида растворилась и ушла сама собой. Мне показалось, ее поглотила эта гигантская расщелина. А вид на огромную арку Моста Адольфа вновь вернул меня в сказку.
Уезжая, я поклялся вернуться, и новая встреча с Люксембургом состоялась через несколько лет. В ходу уже были евро, и больше никто не мог лишить меня сказки, подсунув горсть дешевой мелочи.
ОТЕЛИ ЛЮКСЕМБУРГА