Прививка от нацизма
О Второй Мировой войне норвежцы знают не понаслышке. Их сопротивление немецким нацистам достойно уважения. Если Дания и Швеция сразу капитулировали, а Финляндия выступила на стороне Германии, то Норвегия сражалась с немцами с 9 апреля 1940 года до 15 марта 1945 года. Ее регулярная армия была смята в первые сутки. Королю пришлось бежать в Лондон, сформировать правительство в изгнании и руководить оттуда Движением сопротивления.
Норвежский флот и оставшиеся сухопутные войска воевали в составе вооруженных сил Великобритании. На оккупированной территории действовали подпольщики, которые взрывали военные заводы, железные дороги и корабли нацистов. В восприятии той войны у норвежцев и россиян нет расхождений. Об этом свидетельствуют музеи и памятники, посвященные тому времени.
В норвежской провинции Трёнделаг есть поселок Орланд. Его достопримечательностью является краеведческий музей. Экспозиция размещается в бараке, где во время войны был концлагерь для советских военнопленных. Местные энтузиасты в 1992 году по собственной инициативе отреставрировали дом и по крупицам собрали материалы. В «доме смерти» содержались 95 советских солдат, взятых в плен в Польше. Этой теме в музее посвящена отдельная экспозиция.
Заключенные содержались в ужасных условиях и выполняли тяжелую работу. Из 95 человек большинство умерли и были похоронены на местном церковном кладбище. Старожилы вспоминают, что жители поселка с большим сочувствием относились к пленным и, рискуя жизнью, перебрасывали продукты через колючую проволоку.
Большая часть экспонатов – личные вещи заключенных, которые сохранили местные жители. В основном это поделки из дерева – птички, шкатулки, фигурки людей. Пленные отдавали их в знак благодарности за принесенную еду. Именно личные вещи заставляют глубже почувствовать трагедию замученных людей. Глядя на обычные ложки, котелки, черно-белые фотографии понимаешь, что это были живые люди, которые любили, мечтали и которых тоже кто-то любил и очень ждал. Со смертью человека исчезал целый мир.
Пятерым удалось бежать из концлагеря, но троих убили преследователи. Один из выживших остался жить в поселке. После войны женился, обзавелся детьми. Позже написал книгу «Потерянные годы», в которой рассказал о жизни в концлагере. Создателям музея удалось отыскать и несколько других выживших пленников, которые поделились фотографиями и документами. Экспозиция небольшая, но трогательная.
С 1941 по 1945 годы немцы на грузовых судах переправили в Норвегию около 100 тыс. советских пленных. Из них погибло 13700 человек. Всего на территории Норвегии насчитывалось 500 концлагерей. Рабский труд использовался на строительстве железных дорог, автодорог, аэродромов и военных укреплений. Многие лагеря были настоящими лагерями смерти из-за нехватки еды. Заключенных косили дифтерия, туберкулез, пневмония. Больных и слабых расстреливали или забивали плетьми.
Концлагерь Фалстад неподалеку от Тронхейма был одним из крупнейших. Такие места время от времени обязательно следует посещать. Как есть намоленные древние храмы, так есть места, пропитанные болью и страданием. Когда я впервые побывал в немецком Бухенвальде, то был настолько подавлен и потрясен, что несколько дней не мог есть. После этого существенно изменилось мое отношение к нацизму. Оно стало более осознанным. Нынешние Бухенвальд и Фалстад – это что-то вроде прививки против нацизма. Прививка всегда болезненна, но без нее сложно остаться здоровым.
В настоящее время Фалстад представляет собой мемориальный центр. Он не так страшен как Бухенвальд, но подвалы, где пытали норвежских подпольщиков, производят сильное впечатление. И дело даже не в документах и фотографиях, а в эмоциях замученных людей, которые будто навечно впитались в камень. Норвежцы тщательно следят за кладбищем и мемориалом, где похоронены советские военнопленные. В Фалстад часто привозят школьников, и это правильно – ни один рассказ или фильм не заменит эмоций, которые возникают в бывшем концлагере.
На военном кладбище Тьётта есть братская могила с монументом. Надпись на нем гласит: «В благодарную память о советских солдатах, погибших в Северной Норвегии во время войны 1941-1945 г.г. и похороненных здесь». Рядом с монументом на плитах латинскими буквами и кириллицей нанесены имена 826 замученных жертв. Еще 7551 узник остался безымянным. Но норвежцы помнят и о них.
Турфирма «NorLight Travel»
Тел. +47 913 74-177
mila@norlight-travel.no
www.norlight-travel.no
Автор благодарит компанию «NorLight Travel», Совет по туризму Трёнделага и Air Estonia за приглашение посетить Норвегию
Информация про Швецию меня удивила.Мне кажется она держала нейтралитет и не была ,,ЗАХВАЧЕНА» немцами вместе с Данией. Еще про посёлок Орланд интересно, НЕТ такого посёлка!!!!! Есть такая коммуна, а посёлок называется Утхауг. Но всеравно спасибо за текст, всегда приятно видеть что люди помнят про ту войну. Хотя молодёжь даже не знает когда та война началась 🙁 Многих спрашивал, но так ответа толком не получил.
Artur
6 Окт 14 в
Спасибо за комментарий! В тексте не написано, что Швеция была захвачена. Но перед Гитлером она, несомненно, капитулировала, поскольку несмотря на заявленный нейтральный статус, разрешила транзит через свою территорию немецкого оружия в Норвегию. Она обеспечивала железной рудой германскую военную промышленность. Бывали стычки ВМС Швеции и СССР на Балтийском море. В это же время Норвегия ответила немцам реальным Движением Сопротивления.
Орланд — коммуна, т.е. совокупность населенных пунктов. Но для читателей из России, коммуна имеет совершенно другой смысл, поэтому указан поселок. Название Утхауг во время пребывания в Трёнделаге не слышал.
Евгений Голомолзин
6 Окт 14 в
Yes, the truth! And the Russian and Ukrainian POW is not forgotten in Norway!!
Close to where I come from here in Norway, we have a memorial statue of fallen POW’s from your country and at least every 17th. of May it is a serimonial act there.
I am too young to have experienced this myself, but my parents still talk about the suffering of the POW’s. And how good people these captured soldiers was. They used to make small boxes and other things out of almoust nothing, and gave it to Norwegians who brought the food, etc.
Still today Russian and Ukrainians are more populare in Norway, than Germans.
Knut N'hagen
19 мая 17 в