В супермаркет за ружьем
Впервые Гренландию обнаружил исландский моряк Гунбьёрн в 875 году. На побережье он не высаживался, и нога европейца ступила на остров лишь спустя 107 лет. Это был исландец норвежского происхождения Эйрик Рауда, больше известный под кличкой Рыжий. Именно он назвал эту землю Гренландией. С его легкой руки вскоре в южной части острова появились первые исландские колонии.
В те времена остров был уже населен – в прибрежной зоне проживали эскимосы. Около 4-5 тысяч назад этот народ сформировался в районе Берингова моря, постоянно мигрировал на восток, пока не достиг Гренландии. Эскимосы выжили в жесточайших природных условиях, изобрели поворотный гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и другие полезные вещи.
С начала XIII до XVIII века Гренландия фактически принадлежала Норвегии. В 1721 началась колонизация острова Данией. До середины XX века он являлся ее колонией, а в 1953 году стал частью территории Датского королевства. Сейчас вся жизнь сосредоточена в юго-западной части острова, на узкой, свободной от материкового льда прибрежной полосе, занимающей примерно 15% общей площади Гренландии. Часть коренного населения по-прежнему занимается добычей тюленей, а также рыболовством.
К достопримечательностям поселка Кулусук на юго-востоке Гренландии можно отнести единственный супермаркет, сувенирный магазин и церковь. Ассортимент супермаркета, на удивление, мало чем отличался от европейского. Продукты были, в основном, датского производства, и цены указаны в датских кронах. Судя по всему, современные эскимосы не обделены витаминами – в магазине продавалась цветная капуста, редиска, морковь, яблоки, бананы…
Особый колорит вносил отдел косметики и бытовой химии – там, рядом с шампунями и мылом, красовался ряд винтовок: зашел в супермаркет, купил стиральный порошок, а заодно и ружье с патронами. Смотрелось это так обыденно, будто это было не оружие, а, скажем, швабры…
Сувенирный магазин в Кулусук больше напоминал этнографический музей, поскольку здесь продают изделия местных умельцев из шкур, меха и кости. На стенах висели шкуры рыжих лис и белоснежных песцов. Была даже огромная шкура белого медведя. На полке красовался череп какого-то морского животного. Размер клыков вызывал смутный страх от возможной встречи с их обладателем. Вспомнились винтовки в супермаркете…
Хитом гренландских сувениров являются фигурки из костей тюленей и оленьего рога. Все бы ничего, но очень уж они страшные – каскады жутких черепов с огромными челюстями и короткими ручками, будто у тираннозавров. Магазин еще более напоминал музей благодаря целой экспозиции подобных костяных монстров. Жутковато выглядели деревянные ритуальные маски, которые использовали во время культовых обрядов. Кроме резных фигурок в продаже было много вещей из меха и тюленьих шкур.
Но все-таки самой интересной достопримечательностью являются сами местные жители, которые организуют для гостей этнографические представления. Обычно в них участвуют пожилые женщины и дети, одетые в старинные национальные костюмы. К сожалению, во время моего пребывания в Кулусук большая часть «артистов» была на охоте, поэтому гостей развлекала лишь одна эскимосская бабушка.
Для демонстрации древних танцев было выбрано живописное место на краю высокого скального утеса с видом на фьорд и заснеженные горные вершины. Старинный эскимосский костюм, на первый взгляд, выглядел легкомысленно. На эскимоске была курточка из тюленьего меха с пояском и меховые короткие шортики. Лоб и шею украшали бусы из крашеной кости. На ногах были надеты высокие кожаные сапоги с меховыми отворотами. Ноги выше сапог до шортиков были голыми. Более всего умиляли эти самые меховые шортики.
Представление на берегу фьорда длилось около получаса. Эскимосская бабушка в одном лице была и танцовщицей, и музыкантом, и шаманом, изгоняющим злых духов. Музыкальным инструментом служил плоский барабан, больше похожий на бубен, но без колокольчиков и погремушек. Песни были печальны – по всей видимости, жизнь эскимосов в прошлом не являлась сплошным праздником.
После танцев свое мастерство показывали местные мужчины – на водной глади фьорда они устроили импровизированную охоту на тюленей. Трудно было понять, как держаться на воде утлые каяки, сделанные из кожи, натянутой на деревянный каркас. Лодки были столь малы, что казалось, охотники сидят прямо на воде. Время от времени они метали гарпуны, привязанные к каякам, целясь в виртуальных тюленей. Чтобы не перевернуть лодку после такого броска, нужно быть настоящим цирковым эквилибристам.
Пришло время покинуть экзотический Кулусук. Местные рыбаки предложили доставить гостей в аэропорт по воде на моторных лодках. Однако, цену заломили такую, что я предпочел отправиться пешком, благо, дорога имелась всего одна и заблудиться было невозможно.
Оставался один час до вылета, когда я вышел из поселка и направился в горы. Когда до отправления самолета осталось менее получаса, вдали показался аэропорт. Но я не учел обманчивость расстояний в горах. Одежда взмокла от пота, в висках стучала кровь от напряжения, а желанный самолет на краю взлетной полосы так и не приближался.
Всего за пятнадцать минут до вылета я в изнеможении ввалился в здание аэропорта, молниеносно зарегистрировался, прошел досмотр, успел купить маленькое чудовище, вырезанное из кости, отправить домой открытку и, наконец, рухнул в кресло самолета. Лайнер тут же взмыл в воздух.
Внизу промелькнула гигантская свалка металлолома, край обрыва и потянулись белоснежные гиганты-айсберги на поверхности океана. Это было чудо, и усталость как рукой сняло! Я с жадностью вглядывался в причудливые ледяные горы. Увы, гренландские ледники, рождающие этих белоснежных гигантов, тают с каждым годом, и неизвестно, как долго еще будет возможность любоваться этими удивительными шедеврами природы.
Автор благодарит авиакомпанию Iceland Air за помощь в организации поездки