Место «Поединка» изменить нельзя
Первые впечатления о стране складываются, как правило, со станций, на которых поезд делает остановки. Вот за окном появилась Жмеринка. На платформе продают копченую рыбу – золотистую кефаль и огромных плоских, словно камбала, вяленых лещей. Тушки кефали надрезаны ножом на крупные сочные куски. От аромата текут слюнки. Предлагают также клубнику в лукошках и черешню в литровых банках.
Привокзальные площади городов с советских времен украшают монументальные скульптуры в стиле соцреализма – пионеры и пионерки, колхозницы и рабочие, а также побеленные чаши недействующих фонтанов. Кажется, что машина времени слегка сдала назад.
Вот и Хмельницкий. Впечатляет доброжелательность и открытость людей. Стоит задать вопрос, как тут же собирается толпа людей, готовых объяснить, показать и даже проводить. Аналогичная ситуация в окрестных селах – здесь принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Селяне в большинстве своем говорят по-украински, но при необходимости переходят на русский.
Город производит приятное впечатление. Среди торговых центров, похожих на голубые кристаллы, и современных жилых многоэтажек, можно обнаружить миниатюрную старую хатку, беленую известью. В крошечном садике поет соловей, цветут цветы. Прямо во дворе стоит стол, на котором хозяйка готовит обед. И все это в пяти минутах ходьбы от центральной улицы.
К достопримечательностям города следует отнести местный «Арбат» — улицу Проскуровскую, мощеную цветным кирпичом. В выходные дни она заполняется молодежью. Всюду звучит музыка. Бойко идет торговля пивом, с небольших раскладных столиков торгуют вяленой рыбой. Горожане общаются на русском и украинском языках. Говорят на том, который ближе, роднее, а понимают оба языка. Атмосфера в городе, на редкость, миролюбивая.
Бросается в глаза обилие салонов игровых автоматов, банков и пунктов обмена валюты. Создается впечатление, что все население только и делает, что выигрывает гривны в казино, меняет их на доллары и сдает в банки на хранение. На самом деле все происходит наоборот – огромное количество «одноруких бандитов» свидетельствует о их высокой рентабельности.
Раньше Хмельницкий был крупным промышленным центром, а ныне стал городом рынков. Местные продукты дешевле российских примерно на четверть. Промышленные товары в основном китайского, венгерского и польского производства. Типично украинские сорочки с вышивкой имеют турецкое происхождение. На вопрос, откуда турки знают особенности украинского национального дизайна, торговцы охотно поясняют, что шьют их украинские жинки, но на турецкой территории.
Хмельницкий имеет почтенный возраст – не так давно отметили его 500-летие, но старинные памятники, здания и сооружения не сохранились до наших дней. Говорят, местная крепость была деревянной и сгорела дотла. В 46-ом пехотном Днепровском полку, расквартированном в Проскурове – так раньше назывался Хмельницкий — служил писатель Александр Куприн. В повести «Поединок» он с документальной точностью описал царившие тогда нравы. Проскуров называли еще «городком Грязи». Здесь была написана знаменитая «Яма» и еще около 30 произведений. Местные жители могут показать место, где находились тогда плац и казармы.
В местном Литературном музее экспонатов, посвященных Куприну, немного – пара стульев, деревянный диван, линейка, нож для резки бумаги, и пара фотографий его первой жены с дочкой. Часть этих вещей были подарены квартирой-музеем писателя в Киеве. Музей существует с 1993 года, но в лихие 90-е прошлого века едва не сгинул. Многие экспонаты были утеряны. Экспозицию восстановили силами энтузиастов.
В эти края, в местечко Полуночное, приезжала к своему дяде Леся Украинка. В Хмельницком некоторое время жил и писал Генрих Сенкевич. В городе тогда проживали в основном евреи и поляки, и была богатая частная библиотека польской литературы. Сенкевич приезжал работать в этой библиотеке, здесь он написал роман «Огнем и мечом».
Украинский классик Тарас Шевченко оставил прекрасные рисунки с видами города Каменец-Подольский. Он был не только писателем, но и профессиональным художником-графиком. Путешествуя, Шевченко вел записи и делал зарисовки в специальной захалявной книжечке в кожаном переплете. Халявой, как известно, на Украине называют голенище сапога.
Второй крупный музей города – краеведческий. Он занимает два этажа и представляет историю, этнографию и природу Хмельницкой области. Впечатляет содержимое недавно найденного клада – изделия древних мастеров. Это и женские украшения – браслеты, подвески, и церковная утварь. Подвески в форме плоских дисков вешались на головной убор. Внутри диски были полые, а сверху имелась щель, в которую клали сушеную траву, отгоняющую злых духов.
Имеются и более древние находки — кремниевые ножи, скребки и костяные иглы первобытных людей. Удивила древняя амфора – ее каким-то образом забыли здесь древние греки. Очень интересен шарообразный кувшин с узким горлышком. При его виде сразу возникает вопрос – как его сделали? Оказывается, отдельно лепили верхнюю и нижнюю части, а потом их склеивали. В этих краях жили татары, турки, евреи, поляки, русские и украинцы. Богатая история до сих пор проявляется в виде железных топоров и других инструментов, которые местные жители откапывают на своих огородах.
В отделе природы впечатляет окаменевшие останки мамонтов. Таких находок по всей области очень много. Гигантские зубы, кости и бивни выкапывают в отложениях высоких речных берегов. Очевидно, когда-то здесь были благоприятные условия для жизни этих мастодонтов.
В Хмельницкой области есть и свои тайны. Местные жители рассказывают об озере Святое необычайной красоты. Согласно легенде когда-то на острове стояла церковь. Однажды она вместе с островом по какой-то причине погрузилась под воду. Озеро назвали Святым.
В городе имеется Художественный музей и Музей города. Привлекает внимание огромный памятник Богдану Хмельницкому на коне у здания Филармонии. У гостиницы «Подолье» высится необычный памятник в виде серебристой трубы. При ближайшем рассмотрении выясняется, что это фрагмент ракеты. На рваном куске алюминия выгравирована надпись: «Часть стратегической ракеты СС-19, которая была нацелена на территорию США».