Евгений Голомолзин

Foto-travel.net

Точка равновесия

Прямых рейсов из России в Лаос нет, поэтому оптимальный путь в эту страну лежит через Ханой. Расстояние между Москвой и столицей Вьетнама самолет преодолевает за девять с половиной часов. Перелет не в тягость – Боинг-777 «Вьетнамских авиалиний» похож на пятизвездочный отель с добротным рестораном. Особенно хороши стюардессы в необычной униформе – легких шелковых брючках бежевого цвета и длинных бардовых халатах до колен. Кажется, их отбирали не для полетов, а для конкурса красоты.

Глава «Чудеса в решете»

В аэропорту Ханоя предстояла короткая стыковка на рейс до Луанг Прабанга – бывшей столицы Лаоса, а ныне – туристической Мекке страны. Во время ожидания забрел в магазин диковинных продуктов. Более всего поразило «ласточкино гнездо» – по тысяче долларов за комплект из четырех крохотных воздушных сооружений. Состоятельных туристов останавливала не цена, а вопрос: «Как это готовить и с чем есть?»

В Луанг Прабанг регулярно летает небольшой самолет. Воздушное путешествие занимает около часа. Тропикам свойственны контрасты, поэтому не удивительно, что из голубой бездны самолет разом попал в густую облачность. Она была настолько плотной, что напоминала вату, сквозь которую приходилось продираться. Наконец, лайнер пробил нижний край облаков, и внизу показался город на берегу Меконга. Из-за дождя он казался пестрым и размытым, будто нарисованным акварельными красками. Сусальным золотом сияли многочисленные храмы.

Попасть под дождь в Юго-Восточной Азии – то же самое, что стоять под сильной струей душа в костюме и туфлях. Спасения от воды нет – она немыслимым образом огибает зонтик и проникает под одежду. Первое желание – раздеться и снять обувь. Местные жители даже не пытаются бороться с ливнем – не прикрываются накидками, не закрываются зонтами. Они словно сливаются с дождем и не обращают внимания на мокрую одежду.

Адаптация происходит довольно быстро. Поскольку здесь тепло даже поздним вечером, вскоре вами овладевает потрясающее чувство комфорта – дождь будто отсекает проблемы и заботы, которые еще недавно терзали вас, словно хищники. Если же обрести крышу над головой, бытие превращается в наслаждение. Умели французские колонизаторы выбирать места, где можно забыть о стрессах, поскольку нет причин для их возникновения.

Вилла, в которой я поселился, находилась за пределами города, в джунглях, окультуренными руками человека. Постройка с изогнутой восточной крышей была едва видна среди изумрудных зарослей. Широкие пальмовые листья прикрывали деревянную постройку от струй дождя, в пруду цвел лотос, со стороны ресторана доносилась музыка, исполняемая на неведомых инструментах.

Мебель из красного дерева, покрывала с лаосской вышивкой, прозрачный балдахин над кроватью создавали в номере восточный шарм. Окно занимало всю стену. За ним были видны пальмы, подсвеченные скрытыми лампами и перечеркнутые линиями дождя.

Я вышел на широкую террасу с бокалом французского бренди «St.Remy» и устроился на деревянном лежаке. Хотелось выпить что-то именно французское – может, сохранилась аура бывших колонизаторов? Расплавленное золото бренди, проникая внутрь, приятно согревало и будто растворяло меня в новом мире. На террасу каким-то чудом не попадало ни единой капли дождя, будто он не мог преодолеть невидимый барьер. В этот момент я обрел точку равновесия – визитную карточку Лаоса.

Казалось, дождю не будет конца. Однако естество взяло верх. Захватив зонтик, я отправился на поиски ресторана. Город был погружен во тьму, и капли дождя брызгами шампанского разлетались в лучах редких фонарей. В тропиках вечером темнеет мгновенно, будто над страной выключают электричество.

Среди потоков воды едва удалось разглядеть вывеску ресторана. Из окон лился свет, свидетельствующий о том, что в помещении сухо и уютно, а запахи подтверждали, что здесь к тому же и вкусно. Не раздумывая, я распахнул дверь и попал в помещение, стены и потолок которого были обшиты темным деревом. Казалось, этому заведению не менее трех сотен лет.

Босые официанты в бардовых рубашках и черных брюках несмотря на позднее время с готовностью поприветствовали случайного гостя, сложив руки лодочкой и смиренно склонив голову. От такого приема невольно чувствуешь себя заезжим Буддой. Мне нравится тоновый лаосский язык — он очень мелодичный и напоминает пение. А еще мне нравится, что главного бога на Востоке изображают радостным и улыбающимся даже во сне.

Лаосская кухня является детищем Юго-Восточной Азии, поэтому местные блюда похожи на китайские, тайские, вьетнамские. Мне посоветовали начать с незатейливого супа из травы, внешне напоминающую нашу лебеду. В него добавляют имбирь, что придает блюду особый аромат и свежесть. Такой суп хорошо утоляет жажду. За время трапезы с интервалом могут принести два супа. Фирменным блюдом Луанг Прабанга является лам – мясной суп с соусом чили, кожей буйвола, базиликом и другими пряностями.

Выбор вторых блюд достаточно велик. Но особенно вкусен «чиккен лао карри» — кура, приготовленная с имбирем в кокосовом молоке. Ее подают в небольших пиалах вместе с отварной картошкой и морковью. Нежное мясо буквально тает во рту! «Чиккен» можно есть бесконечно. Лаосское застолье невозможно без риса – официант разносит его в большой серебряной чашке и добавляет в тарелку сразу, как только он кончается.

Блюда на столе появляются словно по волшебству и вскоре заполняют все пространство – тушеный лосось в кисло-сладком соусе, какие-то чудные овощи, бамбук в кляре (очень похож на куру!), коктейль из свежевыжатого сока папайи и молока… В Лаосе запросто можно спросить: «А что у нас сегодня на седьмое?»

Когда утолен первый голод, тянет на размышления и наблюдения. Дождь с силой барабанит по крыше, осознавая свое поражение. По потолку неспешно ползет геккон – ему тоже не хочется мокнуть на улице. Замечаю, что деревянные столбы-опоры, поддерживающие свод, будто вытесаны топором, но выглядят очень изящно. Над входом укреплены две фотографии Будды, освещенные светом электрических свечей — дань современности.

Стены украшают черно-белые фотографии жителей города, какими они были сотню лет назад. На одной из них изображены чудища в диковинных масках. Оказывается, так местные жители празднуют наступление Нового года. Правда, в Лаосе он наступает в апреле!

Чашка крепкого зеленого чая окончательно укрощает силу непогоды. По телу растекается приятная истома. Уходить не хочется, но пора возвращаться на виллу – горничная, наверное, уже приготовила постель, расправила прозрачный балдахин над кроватью, а на подушке оставила шоколадку.

Вспоминаю, что на столе осталась недопитая бутылка «St.Remy». Нехотя встаю и направляюсь к выходу. Официанты складывают руки лодочкой и смиренно склоняют голову. Пустячок, а приятно.


Написано:

Размещено в Новости

Теги: ,


Оставить комментарий

Я не робот.